Лесным законодательством страны определяется ряд требований, которых нужно придерживаться. К ним относятся следующие:
— усиление и сохранения оздоровительных, санитарно-гигиенических, защитных, водоохранных, средообразующих, и других полезных свойств леса;
— улучшение породного качества и состава лесов, а также повышение их экологических свойств и продуктивности;
— многоцелевое неистощительное и непрерывное пользование лесами для удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в древесине;
— рациональное использование земель лесного фонда;
— защита лесов от пожаров, болезней и вредителей;
— сохранение объектов природного и историко-культурного наследия, биологического разнообразия;
— повышение эффективности лесного хозяйства.
Когда лесоустройство проводится специалистами, они определяют границы участков лесов и лесного фонда, производят организацию территории в области лесного хозяйства, национальных парках федерального органа, заповедниках, лесхозах и др. Федеральные органы муниципальных образований и исполнительной власти ведут лесное хозяйство, выполняют инвентаризацию лесного фонда, специальное лесное картографирование и топографо-геодезические работы, определяют количественные и качественные характеристики лесных ресурсов. Кроме этого, они должны изучать лесорастительные условия территории, вести ход лесовосстановления по группам, изучать влияние лесохозяйственных мероприятий на состояние лесов, обеспечивать лесхоза трудовыми ресурсами, механизмами и машинами.
В лесоустроительной инструкции говорится о том, что во время лесоустройства необходимо составить главные положения развития и организации лесного хозяйства всех субъектов. Специалисты осуществляют:
— создание проектов для организации рубок;
— денежную и материальную оценку, а также обязательный отвод лесосечного фонда;
— создание необходимых планов рубок и подсочки леса;
— разработку проектов использования и организации участков лесного фонда и пр.